Продолжается прием работ на участие в 14-м сезоне Всероссийского фестиваля молодёжной журналистики TIME CODE.
В состав экспертной комиссии фестиваля в этом году вошел Иван Олегович Некрасов, директор департамента «Факультет журналистики» Уральского федерального университета, экс-главный редактор информационного агентства URA.RU.
О перспективах современной молодёжной журналистики, ожиданиях от конкурсных работ, особенностях взаимодействия с аудиторией и будущем профессии в нашем интервью.
– Иван Олегович, журналистами рождаются или становятся?
– Журналистика – это профессия, поэтому, конечно, журналистами становятся. Журналистов объединяет интерес и любовь к жизни, экстраверсия, коммуникабельность. Хотелось бы, чтобы журналисты с такими качествами приходили в профессию, а остальному, конечно, необходимо учиться. Предполагаю, что наличие воли поможет научиться всему любому человеку. Впрочем, и журналисты бывают разные, ведь есть разные ниши журналистики для людей с разными качествами и чертами характера. Например, интроверт мог бы заниматься дата-журналистикой или аналитикой. Это навык, который можно приобрести в теории и на практике.
– Что привело вас в журналистику? С чего творческий путь начался для вас?
– В журналистику меня привела мама. Она видела, что я люблю рассказывать разные истории, мне нравится воспринимать истории через видеоигры, фильмы, кино, комиксы, книги. А читать я очень любил всегда. Когда мне было 13 лет, в городе Глазове, где я тогда жил, проводили набор детей и подростков в пресс-центр, приглашали будущих корреспондентов. Мама посоветовала мне туда пойти. Так я начал писать. Писал о чём-то из своего опыта, о сверстниках, учителях, рассказывал истории. Было много поездок по фестивалям. В 14 лет я поехал во Всероссийский детский центр «Орленок», где вошел в состав пресс-центра. Позже побывал на Фестивале детских и юношеских радиопрограмм «Птенец», на фестивале «Волжские встречи». Долгое время занимался в детском пресс-центре, потом у меня появились авторские радиопрограммы на радио «Моя Удмуртия». Я рассказывал о проблемах подростков и молодёжи.
– Как изменилась молодёжная журналистика с того времени? Какой формат сегодня предпочитает молодёжь?
– 20 лет назад, когда я занимался молодёжной журналисткой, не так сильно был развит интернет. Сейчас это важный аспект развития молодёжной журналистики. Я вижу, что почти у каждого первокурсника есть свой Telegram-канал, где он делится размышлениями. И подростки, и дети активно создают блоги. Есть многомиллионные блоги ребят, которые занимаются созданием какого-либо контента. Конечно, 20 лет назад, когда мне было 15 лет, такого не было. Для выхода в массы нужно было иметь доступ к редакции, равняться в навыках взрослым, поэтому был отсев, и такое было доступно не каждому.
Сейчас для самовыражения не нужно искать редакцию. Крутые вещи можно делать самому или в команде в медиастудиях, и распространять с помощью социальных сетей. По первокурсникам, которые поступают к нам на журфак, я вижу, что многие уже имеют навыки монтажа видео, создают субтитры, хорошо редактируют фотографии, пишут короткие посты. В большей степени, конечно, работают с изображением.
– Значительное влияние на журналистику сегодня оказывают нейросети и другие технологии. Какие тенденции формируются в связи с этим в профессии?
– Технологии действительно быстро развиваются. Без них сейчас никто из журналистов не работает. Поэтому и у нас на журфаке появляются такие дисциплины, как дата-журналистика, подкастинг, практический курс по нейросетям. Преподаватели рассказывают, как овладеть технологиями. Довольно долго я ищу преподавателя по SEO, который мог бы доступно рассказать будущим журналистам о SEO-продвижении и оптимизации, потому что это очень важно. Профессиональная задача факультета журналистики – воспитать универсального журналиста, который сможет работать в любом направлении.
Сегодня ценятся специалисты, которые могут работать с разными формами контента. Недавно познакомился с Дмитрием Стешиным – ведущим военным корреспондентом «Комсомольской правды». Кроме репортажей в КП он еще ведет свой Telegram-канал, сам фотографирует и снимает видео. Журналистам такие навыки необходимы.
Как новостник скажу, что технологии загоняют нас сейчас в определенный формат. Например, чтобы написать материал, который хорошо встал бы в сюжет новостей в Дзен, нужно написать новость по определенному формату: четко оформленные заголовок и лид, цитаты. Из-за этого в новостях становится меньше творчества.
Мы все идем к коротким видео. YouTube Shоrts, VK Клипы, короткие форматы в других социальных сетях. Это всегда истории, которые занимают меньше минуты. Даже минута – это много. Важно, что это вертикальные видео, потому что контент воспринимается со смартфонов. Люди сегодня, как Юлий Цезарь, могут заниматься несколькими делами одновременно: что-то слушать, смотреть фильм и параллельно несколько коротких видео. У них клиповое мышление, и это не плохо, просто это есть. У клипового сознания тоже свои плюсы, поэтому мы сейчас и делаем короткий видеоформат. Сейчас журфак сотрудничает со Свердловской филармонией. Задача студентов – сделать филармонию понятной молодым людям и популярной среди них как раз с помощью коротких видео.
Еще одна проблема современной журналистики – аудитория практически не воспринимает тексты, особенно объемные. Ежедневно новости читают лишь около 5% россиян, остальным они не нужны. Когда я задаю вопрос «почему?», обыватели отвечают, что самое важное и так узнают от друзей, родственников – с помощью сарафанного радио.
СМИ не оставляют попыток «продать» большой формат текстов. Хотя, например, лонгриды скорее просматриваются, чем читаются, потому что 75–80% людей читают текст по диагонали. Поэтому в лонгридах применяются, как я это называл в своей редакции, «ай-стопперы» – остановщики глаз. Через каждые два абзаца – фотографии, выноски важных слов, можно покликать внутри лонгрида, перейти по ссылкам, мультимедиа. Как практик скажу, что аудитория и такое уже не читает, поэтому мы обращаем внимание на другие форматы. Тем не менее перед нами стоит задача придумать, как сохранить и классические журналистские жанры, чтобы с их помощью достучаться до аудитории с клиповым сознанием.
– Каким вы видите будущее журналистики?
– Нужно сказать, что настоящее журналистики – это бренд-медиа. Они сейчас на пике развития. Эталон – Тинькофф Журнал. Продолжает журналистика уходить в диджитал, на шаг вперед точно можно сказать, что еще активнее будут внедряться новые технологии и заменяться классические форматы. Что будет на два шага вперед, уже сказать сложно, потому что от технологий мы все очень сильно зависим. Но в любом случае мы выбрали правильную профессию. Она позволяет всегда быть в повестке и наблюдать за изменениями с первых рядов. Но нам необходимо быть готовыми к тому, что эта профессия каждый год и даже каждый месяц будет дико меняться, искажаться, и нужно продолжать двигаться дальше с учетом того, что многое непредсказуемо.
– На конкурсе TIME CODE вы будете оценивать работы в номинации «Издание (мультиформат)». Что бы вам хотелось увидеть в конкурсных работах?
– Во-первых, хочу сказать, что очень благодарен организаторам фестиваля TIME CODE за то, что пригласили меня в состав жюри. Для меня это большая честь. Фестиваль очень полезен тем, что помогает юным журналистам понять, что в разных уголках страны есть такие же творческие ребята, получить поддержку опытных менторов и педагогов. Ребята начинают понимать, что могут связать свою жизнь с журналистикой, это реально, а фестивали показывают, что каждый участник чего-то стоит, имеет свои сильные стороны и преимущества.
Прежде всего я бы советовал придерживаться требований и следовать критериям, которые указаны в Положении фестиваля. Как в номинации «Издание (мультиформат)», так и в других номинациях конкурса.
В работах в первую очередь я хотел бы услышать голос самих ребят. Очень часто конкурсанты, учитывая мнение своего наставника, перенимают его личный стиль, tone of voice – тон голоса, эмоциональный оттенок сообщений, передаваемых автором. И получается молодёжное издание голосом взрослых о детях и подростках. Тогда появляется вопрос: где здесь работа юных корреспондентов, их мнение, речь, словарный запас?
Над изданием и материалами должна проходить обоюдная работа. В том числе мастера-наставника, который должен помочь ребятам высказаться, сказать: «Ребята, вы, конечно, в журналистике пока не разбираетесь, вы на меня полагайтесь, но ваши мнение и голос тоже важны». А ребятам стоит прислушиваться к своему ментору, сохранять веру в себя и понимать свою ценность.
Еще важна смелость в выборе тем, форматов. Если у вашего издания есть социальные сети, добавляйте видео и фото, короткие форматы, другие мультимедиа-варианты. И, как я уже сказал, не стоит забывать о tone of voice и нацеленности на аудиторию, которую ребята выбрали.
– Зачастую при выборе тем для материалов ребята как раз полагаются на мнение наставника. А как самостоятельно приобрести журналистское умение находить актуальные, интересные и правильные темы для размышлений?
– Если я отвечу на этот вопрос, то это будет мое мнение в головах начинающих журналистов. Им нужно самим понять, что интересно им и их сверстникам. На самом деле очень сложно попадать в аудиторию. Я ни один своей проект как журналист не начинаю до тех пор, пока не прощупаю свою аудиторию. Нужно делать глубинные интервью, узнавать не только пол и возраст своей аудитории. Я должен понимать, во сколько эти люди встают, во сколько ложатся спать, когда в первый раз берут телефон, когда читают новости, что делают в выходные, получают ли новости от родственников или друзей.
Если ребята делают издание для своих ровесников, это немного проще – все вопросы необходимо задать себе. В то же время это сложно, потому построить разговор с собой тоже надо уметь. На помощь могут прийти друзья – спросите у них, что им интересно, какие проблемы они хотели бы поднять. Еще нужен диалог между родителями и детьми, чтобы ребята – и авторы, и аудитория – понимали, что они не одни.
Когда я был юным корреспондентом, например, о школьном буллинге, который, конечно, был, еще даже не думали говорить. Поднимать эту проблему в журналистских материалах начали только лет 10–15 назад. Уверен, что у детей и подростков много невербализованных проблем, которые они хотели бы обсудить, и их надо поднимать.
– Назовите главные качества хорошего журналиста.
– Желание всегда удивлять свою аудиторию. Желание отличаться – чтобы произведенный продукт всегда чем-то выделялся. Постоянное существование со своей аудиторией. Ну и, конечно, необходимо держать руку на пульсе в разрезе развития современных технологий, обучаться и быть мобильным.