Текст | Cтуденты

«Я помогаю студенту-колясочнику»

Вкратце: я брала интервью у студента-тьютора, который помогает одногруппнице на коляске адоптироваться в университете. Тема интересна, потому что редко поднимаются проблемы доступной среды для ребят с ограниченными возможностями. С одной стороны раскрываю тему о том, что получить высшее образование возможно, “тебе помогут”, с другой — дестигматизирую ребят с ОВЗ. 

В том числе поясняю, в университете есть возможность выйти на зарплату за работу тьютором, тем самым  информирую неравнодушных студентов, которые хотели бы помогать, но просто не знали, что такая возможность есть! Считаю интервью поднимает социально-важную проблему, но, конечно, не решает её. Лишь информирует.

В Удмуртском государственном университете обучается 128 студентов
с особенностями здоровья, и это число с каждым годом растёт. Мы
пообщались со студенткой третьего курса Института педагогики,
психологии и социальных коммуникаций Анной Краснопёровой и узнали,
как студент-тьютор помогает адаптироваться ребятам с различными
нозологиями. 

Можешь рассказать про
опыт тьюторства, связано ли
это с твоим образованием?
– По первому образованию я учитель начальных классов. Ранее успела поработать с ребятами с ограниченными возможностями здоровья. Но тьютором начала работать после знакомства с Настей. Как раз ей требовался помощник. Так совпало, что мы одногруппницы и учимся на направлении «Клиническая психология». Ещё в первые дни учёбы я подружилась с Настей. И когда встал вопрос о назначении тьютора, то сомнений не возникло, кто будет на должности. Я переживала лишь об адаптации: насколько быстро смогу влиться в новые обязанности. Оказалось, бояться было нечего, всё решаемо, если тьютор и студент-подопечный работают в команде.

– В УдГУ практикуется работа ассистентом. Чем эта должность отличается от тьютора?
– По документам, я – «ассистент по оказанию технической
помощи». Помогаю Насте во время обеда, в передвижении между кабинетами и этажами, решаю
технические проблемы. На парах я записываю лекции и задания: иногда включаю диктофон, а дома Настя переводит аудио-конспекты в текст. Тьютор, скорее, неформальная педагогическая должность. Мы помогаем студентам при учебных трудностях. Насте требуется помощь технического плана. Например, записать под её диктовку ответ на экзамене.

– Слышала про работу тьютора ранее?
– Да, когда училась на педагога. Это особый тип педагогической профессии. Он находится между психологией и педагогикой. Важно не только помочь
выполнить учебные задания, но и
постараться организовать учебный процесс, чтобы студенту было комфортно, и он не терял уверенности в себе.

– В УдГУ среда благоприятна для студентов с ОВЗ?
– О доступности среды сужу
через опыт студента-колясочника, которому я помогаю. Если
рядом нет никого, кто может открыть двери, то попасть в кабинет трудно. В коридорах есть пороги, которые тоже усложняют проезд. Благо, что в шестом корпусе есть два лифта, а при въезде и выезде из корпуса помогают охранники.

Знаю, Настя хочет влиться в студенческие мероприятия: смотреть спектакли Студвесны
или попасть на Огни большого вуза. Но на сцену заехать на коляске трудно, и, насколько понимаю, в первом корпусе нет лифта. Хорошо, что и в библиотеке проводят выступления, туда добраться проще.

Поделись советами, которые помогут ребятам-тьюторам.
– Будьте готовы ко всему, потому что в стенах университета вы не только отвечаете за себя, но и помогаете человеку с ОВЗ с его потребностями. Когда вы тьютор, обстановка выглядит иначе, и проехать коридор уже не так просто, как кажется.

У меня перестроилось мышление: я постоянно ищу пути объезда, удобные маршруты, держу
в голове план действий на случай чрезвычайной ситуации. Задача тьютора – комфорт, физическое и моральное благополучие студента. И для этого нужна обратная связь: гораздо легче наладить совместную работу, когда вы слышите друг друга.

Поверьте, ребята с особенностями здоровья могут обогнать нас в других областях. Они же помогают взглянуть на мир радостными глазами, стать человечнее и добрее. Настя берёт от жизни всё
возможное и вдохновляет меня этим!

Какие документы понадобились, чтобы вступить в
должность?
– В отдел кадров я отдала копии паспорта, документ об образовании, две фотографии, электронную трудовую книжку, медкнижку, сертификат о прививках, в том числе вакцинация от ковида. Далее собрала подписи на
кафедре, на которой учусь, прослушала инструктаж и подписала бумаги в отделе охраны труда. Об этом рассказали и дали инструкцию ещё в отделе кадров. Процесс сбора документов несложный, но требует времени. И ещё, насколько я знаю, не важно, учитесь ли вы на платной или бюджетной основе, главное быть
старше 18 лет.

– На ИППСТ больше студентов с ОВЗ, вы друг с другом
общаетесь?
– Как-то не приходилось знакомиться. Но, судя по студентам,
которых вижу в корпусе, у них всё хорошо с адаптацией, они в кругу друзей-одногруппников. На ИППСТ учатся дружелюбные студенты, всегда помогут и дверь открыть, и подсказать по учёбе. Я надеюсь, о непринятии и тяжёлой адаптации в коллективе мы будем слышать реже. Рада, что в
УдГУ уже реализуется инклюзивное образование: каждый заслуживает возможность учиться и
достигать успеха.

Что улучшить в университете для быстрой адаптации
студентов?
– Из технических аспектов: было бы неплохо оборудовать двери подпорками, чтобы они
легко открывались. Проезжать на коляске будет спокойнее. За время общения с Настей
я не встречала безразличия или негативных эмоций от окружающих. Студенты и преподаватели,
как только видят, что нужна помощь, сразу поддерживают. Это придаёт уверенность в том, что
люди с ОВЗ смогут прийти в профессию без страха об отторжении или беспомощности. Главное
– поддержка.




    Детали работы
    ЛигаСтуденческая лига
    НаправлениеТекст | Cтуденты
    НоминацияИнтервью
    АвторКолчанова Анна Константиновна
    Дата публикации24.03.2023
    Место публикацииhttps://vk.com/im?msgid=1869272&sel=c103&w=wall-113752110_9467%2Fdeb7055ae8d7bd336e
    Подписаться
    Уведомление о
    guest
    0 Комментарий
    Inline Feedbacks
    View all comments