Текст | Школьники

Через сто метров поверните на восток

Первые упоминания о древней Японии появились еще в первом веке нашей эры. На
острова переселились многие этносы, которые смешались между собой. Страна долгое
время находилась под влиянием других государств: китайской цивилизации и Пэкче –
государства на территории современной Северной Кореи. Японская культура прошла
большой путь развития, но осталось уникальной. Умение восхищаться сиюминутной
красотой природы нашло выражение во многих видах искусства. Литература, живопись,
нетрадиционная медицина, боевые искусства – все это воспринималось людьми из других
стран как экзотика, поэтому вызывало интерес. Сейчас популярна «другая» японская
культура: манга и аниме.

Расцветом японской культуры считают эпоху Эдо (1603-1868 год). В эпоху Эдо Япония
находилась в полной изоляции от мира, жители долгое время жили на архипелаге без
возможности уехать из страны. «Сформировалось трепетное отношение к своей
культуре, которое начинается с очень глубокого и широкого знания фольклорных
персонажей и заканчивается уважением к традициям. Если посмотреть на сегодняшнюю
массовую или поп-культуру, она черпает вдохновение именно в эпохе Эдо. В это время
появились книги в жанре гэсаку – многосерийные беллетристические романы,
иллюстрированная литература, где текст вписывался в картинку», – говорит культуролог
Нина Воронина. Для японской истории очень важна эпоха Сева (1926-1989 год), особенно
послевоенные годы. В 60-х начался экономический рост и сильное влияние американской
культуры, чего до этого не было. В США и Европе было много того, что японцам
хотелось позаимствовать, так в начале 20 века японцы пробуют делать комиксы по
европейским аналогам.

Основателем манги считается Осаму Тэдзука. Он придумал характерный стиль отрисовки
лица с увеличенными и сильно детализированными глазами, который у многих
ассоциируется с японским творчеством. При Осаму Тэдзука появляется формат, который
есть и сейчас: небольшой томик с черно-белой рисовкой, который читается слева направо.
Нина Воронина рассказала, что в Японии манга выходит в еженедельных или
ежемесячных журналах, самый популярный из них – «Шоннен Джамп», предназначенный
для подростков. Задняя обложка журнала – купон, на котором можно отметить, что
понравилось или не понравилось в выпуске и отправить в редакцию. Так издательство
узнает о предпочтениях своей целевой аудитории. «Я решила попробовать почитать что-
то новое и после прочтения нескольких произведений не смогла остановиться. Для меня в
манге очень важна понятная, детализированная рисовка и персонажи. Очень интересно
анализировать героев, их поведение в трудных ситуациях, эмоции, и смотреть, как они
меняются с течением сюжета», – говорит моя одноклассница Анфиса Павлецова.
Первое аниме «Легенда о Белой Змее» режиссера Тайдзи Ябусита создается по аналогам
американской анимации. Оно основано на китайской сказке о змее, которая потом
превратилась в девушку. Один из самых известных авторов аниме – Хаяо Миядзаки. Он
вывел японскую анимацию на международный уровень, его работы «Унесенные
призраками», «Ходячий замок» периодически показывают на детских телеканалах.
«Многие авторы работ по-новаторски отнеслись к своему делу. Например, подход Сатоси
Кона к анимации был очень кинематографичным. Право использовать ракурсы и
некоторые сцены из его аниме «Идеальная грусть» выкупил Даррен Аронофски, который
снимал «Реквием по мечте»», – говорит Нина Воронина.

Культура Японии уникальна и необычна, а все больше людей интересуется аниме и
мангой, где существует много клише. Глупый главный герой, вокруг которого собирается
множество девушек, или персонаж, травмированный прошлым, а еще есть человек,
который «был никем и стал всем», подобные типы героев встречаются в каждом жанре.

«Сначала мне было очень весело и даже интересно искать клише, пока не дошло до
сюжетных поворотов. В разных произведениях могут быть похожи не только персонажи,
но и то, что с ними происходит. Тогда смотреть анимацию становится очень скучно,
потому что ты уже можешь предугадать, что произойдет дальше», – говорит моя знакомая
Ксюша Суслова.

Клише встречаются не только в японской анимации и комиксах. Я думаю, здесь дело не в
культуре страны, а в том, что сейчас нравится людям. Популярнее всего манга и аниме в
Японии, но это развлекательный контент, который поставляется за рубеж и вызывает
интерес. Так работает «софт пауэр» или по-другому мягкое воздействие на население по
всему миру. Клише – продукт массовой культуры, это отличный способ заработать
деньги: чем больше людям нравится персонаж, тем больше продукции с ним захотят
купить. Люди будут продолжать читать литературу или смотреть фильмы с
полюбившимся героем или сюжетом, не надоест. Мне кажется, большое
количество однотипных персонажей и сюжетов  мешает создавать что-то новое и
необычное: зачем придумывать что-то еще, когда есть пользующийся спросом продукт?
Арина ПОДВАЛЬНАЯ




    Детали работы
    ЛигаШкольная лига
    НаправлениеТекст | Школьники
    НоминацияСтатья
    АвторПодвальная Арина Андреевна
    Дата публикации26.01.2023
    Место публикациигазета "Поколение" № 207
    Подписаться
    Уведомление о
    guest
    0 Комментарий
    Inline Feedbacks
    View all comments