ГОСТЬ НОМЕРА
Сегодня – День смеха. А еще (мы не шутим!) именно 1 апреля –День математика. Вот мы и решили задать шуточные вопросы самому веселому и остроумному математику нашего университета – доценту кафедры математического анализа Сергею Вадимовичу Дронову.
А началось все …с лирики.
– У нас такая весна сейчас, как в том анекдоте! – начал Сергей Вадимович. – Что это ты, Катенька нарисовала? Люди в шапках, мальчики на санках катаются. А это, оказывается, лето. Оно просто нынче именно такое.
– Давайте начнем. Меня интересует, в чем измеряется счастье!
– Что за вопрос такой и при чем тут математика? Хотя математика всегда и во всем при чем. У меня глубочайшее убеждение, что она должна быть везде. Ведь без математики никому не достичь точности. Если говорить о счастье, то это не какая-то величина (объем или скорость), а процесс. Оно бывает, можно сказать, не длинным (вот, кстати, чем можно измерить – временем). Один процесс удобнее измерять другим процессом, а счастье стоит измерять количеством глупостей, которые человек успевает за время состояния счастья совершить.
– Так, если математика – это царица наук, то кто тогда царь?
– Я думаю, что всеобщий порядок и рациональное отношение к действительности.
– А царевич?
– Король, королевич? Дальше сапожник, портной пойдут… А портной – это математик, который все сшивает воедино. Если царица наук вступит в соответствие с соблюдением порядка, то одним из побочных эффектов такой связи и будет счастье, которое мы ищем. Несколько утилитарно, конечно. К слову, существуют зарубежные определения счастья от специалистов разных сфер. Они определяют его как что-то утилитарное: достижение каких-то материальных благ, возможность руководить или чувствовать независимость. Я считаю, это не наше понятие. Наше – математическое – понятие счастья связано со свободой творчества, возможностью достигать результатов. И на основании того, что ты первый это получил, чувствовать себя счастливым.
– Теперь задачка на логику…
– Ой, а никакой логики у меня нет!
– А нужно! Представьте, что вам говорят: можете забрать столько золота, сколько весит слон. Но весов нет. Как бы вы измеряли его?
– А слон-то есть? Так сразу и не сказать. Простите за мои странные ответы, но в свое время мне очень нравилась книжка «Мэри Поппинс, до свидания». Там была такая мудрая кошка, которая тоже любила задавать всем логические загадки. Например, была такая: собрались пять человек, взяли лопаты, чтобы копать яму шириной пять метров, длиной три метра, а глубиной три километра. Сколько потребуется времени до того, как они положат свои лопаты, если «работники» полны решимости идти до конца? А ответ такой: три секунды. Почему? Именно за это время они поймут, что такой ямы им никогда не выкопать, да и не за чем это все. Поэтому я отвечу на поставленный вопрос так: настоящему математику столько золота ни к чему, так что я просто не стал бы его брать.
– Математика – наука, приводящая в порядок ум, верно? Тогда что она делает с сердцем?
– Сложный вопрос. Математика заставляет сердце биться быстрее. Но это не всегда хорошо, ведь у некоторых это биение связано с тем, что им страшно от одного вида формул. И таких у нас много, к сожалению. Я бы сказал, что для меня лично математика делает сердце более дисциплинированным. Она помещает его в определенные рамки.
– А с желудком?
– Да, всегда просят руку и сердце, почему бы не спросить печень или кончик уха! Слышал я историю о том, как люди увлекаются какими-то делами настолько, что забывают питаться в принципе. Математике это не присуще. Она и желудок – независимые вещи. Как говорится, любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда.
– Ситуация: вы нашли самое большое число. Что может быть в таком количестве?
– Попали в точку. Это одна из сфер моих научных интересов. Дело в том, что классическая математика во многом начинает устаревать – сейчас все по-другому. Если реально разобраться, то бесконечностей в природе нет. И число звезд на небе, и песчинок в пустыне, и капель воды в океане все числа – конечные. Так что можно вообразить, что есть предельное число, за которым дальше уже ничего нет. Физики, кстати, могут через число Авогадро оценить количество молекул во всей вселенной. В природе не встретить ни на единицу больше. Такое число может измерять… аргументы против пьянства.
– Сколько лет средняя продолжительность занятий математикой?
– Ею люди занимаются всю жизнь, некоторые просто не отдают в этом отчета. Даже когда мать играет с ребенком в прятки, они занимаются математикой. Ребенок увидел мать, опознал ее и радуется – вот она теория распознавания образов. Даже принимая ежедневные решения, например пойти на занятия или нет, вы руководствуетесь определенным предварительным опытом. Тем самым используете процедуру анализа данных или математической статистики.
– Минус на минус – плюс. А я вот и не умная, и не красивая, в чем тогда мой плюс?
– Люблю людей, которые о себе так критично отзываются. Но эти минусы относятся к разным областям, так что их соотносить между собой довольно трудно. Но в такой постановке вопроса плюс в том, что вы способны критично воспринимать действительность и правильно к ней относиться.
– Как вы думаете, почему так несправедливо День математика празднуется в День дурака?
– Как раз наоборот, это правильнее всего! Кто такой Иван-дурак? Это самый положительный персонаж русских сказок. В конце концов, он никакой не дурак, просто остальные так думают. Спросите людей на улице, считают ли они математиков нормальными, и, уверен, утвердительных ответов будет очень мало. Я сам себя считаю дураком, это естественный и правильный подход. Дураком быть хорошо! Они совершают глупости, и от этого счастливы!
Детали работы | |
---|---|
Лига | |
Направление | Победители прошлых лет |
Номинация | Интервью |
Автор | Александра Сергеевна Смолянинова |
Дата публикации | 01.04.2021 |
Место публикации | газета "За науку", http://zn.asu.ru/, https://vk.com/zanauku |