На городском этапе конкурса «Лучший водитель троллейбуса» собеседником Марты Марци стал его прошлогодний победитель Александр Лапин.
— Александр, как сегодня прошёл конкурс? Поделитесь впечатлениями?
— Он ещё не прошёл, пока было только одно упражнение. Честно сказать, пока ещё не понял: нервы, эмоции… Сейчас отойду — осознаю.
— Вы уже не первый раз участвуете…
— Да, во второй раз.
— Расскажите, как в прошлом году готовились? Или сама работа вас готовит?
— Как готовился? Работал и готовился. Выходил в свои обычные смены, а в свободное время готовился.
— В чём тогда сложность этого конкурса? Вы же каждый день всё это выполняете?
— Сложность — не переволноваться, потому что на работе всё это происходит машинально, автоматически, и ты не думаешь о том, что должен как-то показать, проявить себя на конкурсе. Это наша работа, которую мы профессионально выполняем, но там она делается проще — не на время.
— Сколько лет Вы уже за рулём?
— В декабре будет пять лет.
— Как пришли к профессии водителя троллейбуса?
— Всё банально просто: я работал на плавподъёмнике в предприятии «Мостотрест». Был морской начальник, сменился на сухопутного — и наши участки начали потихонечку разваливать. Встала финансовая сторона вопроса — начали премии урезать… Я встретил товарища, который уже работал в троллейбусном парке, спросил, что да как, и всё — ушёл работать в троллейбусный парк.
— Вы какие-то курсы оканчивали?
— Да, прошёл обучение в учебно-курсовом комбинате, теоретическое — как я его называю, «курс ПТУ, сжатый в три с половиной месяца» — и потом две стажировки: одна на учебном троллейбусе, который идёт без пассажиров, без ничего, и пассажирская практика, когда с водителем-учителем (рядом с тобой сидит с дублирующими педалями) работаешь полноценно по маршруту, с пассажирами.
— Вы помните свой первый самостоятельный рейс, без инструктора?
— Очень!
— Какие были ощущения по сравнению с предыдущими поездками?
— Коленки дрожали (аж голос сорвался!). Понятно, что было тяжело, было сложно, но мы для этого и называемся профессиональными водителями — это наша профессия, наша работа. Мы несём ответственность за людей, которые не только у нас в салоне, но и на улицах… Вообще за всё. Значит, нужно собраться и делать эту работу!
— Сегодня движение на наших улицах достаточно нервное. Существует ли профессиональный способ успокоиться?
— Индивидуального способа нет. Стишок можно рассказать про себя, песенку, что-нибудь хорошее… Знаете, как Бодров в фильме «Брат-2»: «Я узнал, что у меня есть огромная семья» — это немножечко, может быть, морально успокаивает (улыбается).
— На каких маршрутах Вы работаете?
— Мною освоены 17 маршрутов нашего Первого троллейбусного парка. Мой основной — 39-й: «Купчино» — «Электросила», так как я сам купчинский, вырос в Купчино, живу в Купчино… Живу в одной остановке от конечной станции.
— По Вашим наблюдениям, водители и пассажиры поменялись за пять лет Вашей работы?
— Не обращал на это внимания. Я бы отметил другой момент: меняются другие участники движения — частные водители. Стало больше, как я называю, «хронического неуважения» к общественному транспорту.
— На дорогах появилась такая мелочь как электросамокаты, велосипеды. Это напрягает?
— Помните, такой фильм про десантников был: «В зоне особого внимания»? Как приходит весна, лето — всё, повышенное внимание.
— В какой сезон работать труднее?
— Легче летом, когда нет сильной жары. Сложнее, наверное, в дождливую, промозглую погоду. В каждом сезоне есть свои плюсы и свои минусы.
— Во время Вашей работы происходили нетипичные, экстренные ситуации?
— Один раз девушка, — как оказалось, больная сахарным диабетом — начала впадать в сахарную кому потихонечку… Благодаря и моим действиям, и действиям кондуктора мы не дали девочке отключиться. Честно Вам скажу, скорую я вызывал не через диспетчера, а напрямую на 112. В грубоватой форме сказал, что «девочка сейчас, возможно, здесь закончится». Прилетели очень быстро. Возможно, благодаря нашим действиям девочка осталась жива… Ну, девочке лет 20, наверное.
— С хулиганами приходилось встречаться?
— По-разному бывает! Надо быть вежливым и улыбаться. Они в ответ ждут агрессии, а если ты им не даёшь этой агрессивной пищи, они не понимают, как выйти из конфликта. Как Леонов сказал: «Вежливость — главное оружие вора». А мы скажем: «Вежливость — главное оружие водителя троллейбуса!» (смеётся)
— Некоторые жалуются, что общественный транспорт до сих пор недостаточно оснащён оборудованием для перевозки маломобильных граждан. Это действительно так?
— Я Вам скажу даже больше: сейчас их потихонечку будут списывать — это так называемый «высокопольный» транспорт — там не только войти маломобильной группе сложно… У меня была ситуация зимой: очень скользко, остановки плохо убирались, а я работал на старой модели троллейбуса, там высокие ступеньки. Бабушка — как я сейчас помню, на Малой Каштановой аллее — не могла зайти. Мне пришлось её взять на руки. Я в буквальном смысле её взял в охапку, занёс в троллейбус — и точно также на конечной, где ей надо было, и вынес из троллейбуса.
— Сейчас Вы на новых моделях работаете?
— После победы в прошлом конкурсе я от директора парка получил новый троллейбус белорусского производства.
— Как думаете, троллейбус сможет заменить трамвай?
— Нет. В нашем городе — нет. Я считаю нецелесообразным из многих районов города убирать трамвайное движение, его, наоборот, нужно только развивать. Город по архитектуре и планировке так расположен, что у нас спальные районы с длинными перегонами, и там трамваи очень актуальны. Они и вместительные. Взять Купчино, улица Бухарестская: там ходят практически одни трамваи, народ передвигается только на трамваях, и их нельзя оттуда убирать, ни в коем случае! Нужно только обновлять. Так можно сказать и про другие районы. Из центра я бы убрал, потому что там и тяжело управлять, и пассажиропоток у транспорта очень большой — сложно.
— Скажите, почему именно троллейбус?
— Не знаю, просто встретил товарища, который работал в троллейбусном парке (смеётся). Я считаю, что троллейбус — это ленинградский вид транспорта. Хорошая работа — троллейбус… Во всяком случае, он не пахнет соляркой как автобус. Меня в детстве всё время укачивало в городских автобусах — в икарусах, во львовских. А троллейбус — тихий, плавный, спокойный…
— Радует, что водители любят свою работу!
— У моих троллейбусов есть даже имена. Прошлого я называл «Вихрь» и ни от кого не скрываю: я разговаривал с ним. Моя дочка в поздравлении на прошлый год говорила: «Папа любит свой троллейбус, он даже дал ему имя — “Вихрь”». Это ведь живое существо. Если ты с ним подружишься, он тебе ответит взаимностью.
— А женские имена у него могут быть?
— Конечно могут!
— И характер свой?
— Я давал только мужские имена, и характеры были соответствующие.
— В спорте есть поверье, что некоторые хоккейные вратари даже разговаривают с воротами, прикасаются к штанге… Есть ли такое особенное отношение среди водителей?
— Я всегда здороваюсь со своим троллейбусом, а в конце смены всё время говорю: «Спасибо тебе, кормилец! Дружище, отдыхай до завтра».
Детали работы | |
---|---|
Лига | |
Направление | Победители прошлых лет |
Номинация | Интервью |
Автор | Марци Марта |
Дата публикации | 24.08.2020 |
Место публикации | https://ohtapress.ru/2020/08/24/lapin/ |