Текст | Школьники

“Зулейха открывает глаза” – несмелая экранизация, возмутившая многих

Телеканал «Россия-1», который пока не блещет хорошими фильмами и больше известен пропагандистами вроде Соловьева и отечественными мелодрамами, неожиданно поразил всех, выпустив экранизацию романа Гузель Яхиной. И многие, кто читал книгу, надеялись, что «Зулейха» станет началом своеобразной «весны» на телеканале. Но, увы: попытка была несмелой, да и к тому же сериал (и Чулпан Хаматову, играющую главную роль) раскритиковали все: сталинисты – за «очернение истории», татарские традиционалисты и консерваторы – за «очернение традиций татарского народа», либералы – за то, что первое и второе были сделаны слишком мягко.

В основе сериала – роман о раскулачивании 1930-х годов с точки зрения неграмотной татарской крестьянки. Зулейха живет с мужем Муртазой и его матерью Иракиль, которую за бесконечные издевательства над собой за глаза называет упырихой. Муртаза – зажиточный крестьянин, имеет много живности и зерна, которое не хочет отдавать колхозу. Пряча своё добро около пяти могилок умерших дочерей Зулейхи, он натыкается на отряд красноармейцев. Те находят у него зерно, а когда он набрасывается на них с топором, расстреливают кулака без суда и следствия.

Позже Зулейха вместе с крестьянами-кулаками разных национальностей, «вшивой» интеллигенцией и уголовниками отправляется в Сибирь, где все эти люди должны будут построить для себя трудовой лагерь. По пути большая часть репрессированных умирает – часть в вагонах, заразившись тифом, часть – на переполненной людьми барже, пошедшей ко дну.

Как ни странно, это приносит Зулейхе куда больше счастья, чем жизнь с мужем и свекровью: она влюбляется (по иронии судьбы в убийцу мужа – начальника лагеря), становится матерью долгожданного сына, находит себя, обретая уверенность в себе и храбрость.

Для того чтобы понять, справился ли сериал со своей задачей, надо оценить его плюсы и минусы, причём сделать это без «уклона в политику».

Первым положительным качеством фильма, на мой взгляд, является его визуальная составляющая. У «Зулейхи» есть свой стиль, он виден как в анимированном интро, так и в самом сериале. Всё выполнено, как в ретро-фотографии: грустно, неброско, но сразу видно, что сериал о прошлом, причем не очень хорошем.

Вторым несомненным плюсом является саундтрэк. Конечно, он не является чем-то уникальным, но концепцию «одна эмоция–один мотив» поддерживает. То есть на каждую (почти) эмоцию в фильме есть по теме, содержание которой полностью выражает происходящее.

Однако есть у сериала и минусы, причём их довольно много.

Самый главный недочёт экранизации – скорость повествования. За восемь серий по 40 минут нам пытаются рассказать то, чего хватило бы на три сезона. Многие важные детали вырезаны, например, лес. В книге он является главной метафорой – героиня боялась леса, считала, что в нём живут злые духи, но в лагере она становится охотницей – грозой леса. Таким образом, видна эволюция героя. В сериале лес стал обычным задником, его используют только для того, чтобы указать место действия. А за важные пропущенные сцены отвечает закадровый голос, тот же, что озвучивает все исторические справки. Из некоторых закадровых реплик можно было составить целые серии.

Второй минус – это обилие грубых эстетических ошибок и «ляпов». К примеру, татарские крестьяне вообще не говорят по-татарски. Даже акцента у них нет. Также в одной из сцен нам показывают Зулейху после тяжелых родов без наркоза, в будущем поселке, пока что больше похожем на стоянку первобытных людей. И как же она при этом выглядит? Она одета в чистую красную одежду, ни следа усталости на её лице, прическа – волосок к волоску. Как будто никаких испытаний у неё и не было.

Третий минус – это персонажи. Нам пытаются рассказать их историю путем флэшбэков, но очень сложно полюбить персонаж, который ты знаешь меньше серии.

И что мы имеем в итоге? На наш взгляд, сериал не справился со своей задачей. Его создатели сильно упростили сюжет и концепцию, в итоге выдали привычный для «России-1» жанр: мелодраму.

Очень хочется надеяться, что этот сериал станет черновиком для тех, кто ещё раз попробует экранизировать «Зулейху». Но после всей агрессии к сериалу- решится ли кто-то ещё раз экранизировать эту книгу? В конце концов на темы репрессий и традиций, которые нарушают права человека, в нашем обществе практически табу, что и позволяет некоторым личностям продолжать совершать подобные преступления.

 Егор ТКАЧЕНКО,

15 лет.




    Детали работы
    ЛигаШкольная лига
    НаправлениеТекст | Школьники
    НоминацияСтатья
    АвторТкаченко Егор Андреевич
    Дата публикации30.05.2020
    Место публикацииГазета "Вольный ветер" № 5(86)-Май 2020, стр 18.
    Подписаться
    Уведомление о
    guest
    0 Комментарий
    Inline Feedbacks
    View all comments