Текст | Школьники

Цени то, что имеешь, но всегда желай большего

Дорогие читатели, представляю вам очень интересного человека, которого я знала как ученика и активиста нашей школы для слабовидящих. Владимиром Васкевич лишён зрения, однако ценит жизнь и время так, как умеют немногие: путешествует по миру и работает мотивационным спикером. Знакомимся с  автором книги «Путешествие без границ»:

— Владимир, расскажите, пожалуйста, о себе.

— Родился я в Ханты-Мансийском автономном округе, в маленьком городке Урае. Появился на свет с диагнозом рак сетчатки обоих глаз. Больниц, где лечат это заболевание, в нашем регионе не было. Поэтому в годовалом возрасте меня с родителями направили в Москву, потом в Екатеринбург, потом в Тюмень, потом опять в Москву. После чего выяснялось, что зрение мне уже не сохранить, но можно спасти головной мозг. Врачам это удалось. В пять лет меня направили в специализированную группу в рамках обычного детского садика. В моей группе были ребята с синдромом Дауна, аутизмом, очень сильным ДЦП. Мы с ними играли, общались. Тогда ко мне пришло понимание, что все мы разные. Что у каждого есть и свои минусы и то, за что его можно ценить. Такая вынужденная инклюзия помогла мне научиться общению с обычными детьми и с теми, кто имеет ограничения по здоровью. В садике я встретил своего первого учителя. Это методист Светлана Александровна. Она подсказала нам, что жизнь для слепых существует. И, что есть даже специализированная школа.

— Это вы про нашу Верхнепышминскую школу имени Мартиросяна?

— Да. После садика я поступил в эту школу. Родители приняли очень правильное решение: не переезжать со мной. Сначала были скандалы, истерики, повышение температуры. В первый день меня даже тошнило. Было ужасно. Но постепенно я освоился. Вот так началась моя школьная жизнь. Во втором классе я начал заниматься спортом. Это был голбол — вид спорта для слепых со звенящим мячом. Голбол позволил мне после долгих лет болезни укрепить свое здоровье. Я начал смелее ходить, у меня появился азарт.

— Что подвигло вас к занятию спортом?

—Мы с родителями любили спорт. С папой даже играли особым образом в футбол. Потому это и стало моей путеводной звездой. И я начал продвигаться в этом. Со временем мне удалось попасть в сборную Свердловской области, а затем примерно в 14 лет и в молодёжную сборную России. Наша команда ездила на разные молодёжные первенства и сборы. Я мог провести там два-три месяца и не учиться. Хотя по учёбе у меня никогда проблем особо и не было: до девятого класса учился вообще без четвёрок. Потом я сделал акцент на спорт, и учёба отошла на задний план. За счёт того, что она мне легко давалась, оценки у меня не ухудшились, но перестали расширяться академические знания. Так я дошёл до двенадцатого класса. Поступил в УрФУ на бизнес информатику. Тяжело было. Второго сентября я приехал в университет вместе с мамой. Пока мы ходили вдвоем, все говорили не со мной, а с  ней. Этого никак не избежать. Каким бы ты ни был умным, известным, хоть депутатом, говорить будут с сопровождающим незрячего человека. Когда мама уехала, я начал знакомиться с однокурсниками. Все они оказались без ограничений по здоровью. И я понял, что мне нужно поставить себя в коллективе так, чтобы меня оценили. Если человек с инвалидностью не может быть полезен обществу, его будут избегать или станут помогать ему просто из жалости. Поэтому я начал думать, чем могу быть полезен. Придумал следующее: я достаточно хорошо знал гуманитарные науки. Хотя первые два курса у нас изучалась в основном высшая математика, но были и обязательные гуманитарные науки. Я по ним хорошо писал рефераты, и давались они мне легко. Рефератов 20 я людям написал, и они стали на меня обращать больше внимания. Сокурсники не хотели этим заниматься, и я им помогал.

—И как? Ваш метод в итоге сработал?

— Ребята стали со мной по-другому разговаривать. Появилось обычное общение, жалость ушла. И они начали мне помогать. Кто-то прочитает что-то на переменке, кто-то с доски продиктует, кто-то заявление за меня заполнит, в компьютере что-нибудь сделает. Изощрялись мы по-разному. Диплом я получил. Полтора года проработал в школе учителем математики и информатики, а параллельно учился в медицинском колледже. Были отличные времена. Колледж долго мирился с тем, что я совмещаю, но, в конце концов, меня поставили перед выбором: либо я бросаю работу и начинаю нормально учиться, либо меня исключат. Сразу принял решение, что из школы уйду. Хотя я благодарен за полтора года, проведённых в школе. Это было ценно и интересно, но я желал большего. В данный момент я работаю в форуме «Педагоги России». Он проводится во всех регионах страны, еженедельно — в каждом городе. Я ведущий секции инклюзивного образования. Провожу тренинги сам, собираю интересных спикеров по этому вопросу, и мы выступаем в разных регионах. Это работа связана с путешествиями, а это как раз то, что мне сейчас интересно.

— Какие цитаты вам больше всего нравятся?

— Всегда цени то, что имеешь, но желай большего. Если ты чего-то достиг, думаешь, что тебе этого хватит и останавливаешься, то начинаешь деградировать. Ещё цитата: «мне лень жить плохо».

— Что вас вдохновляет и что возмущает в жизни, в мире, в людях?

—Вдохновляют путешествия. Восхищают люди, которые преодолевают трудности и делают что-то вопреки всему. Когда это делают ради личных рекордов, какого-то другого человека или общества. Ненавижу, когда не могут сказать «нет». Когда вначале держат своё слово, а как остаётся
дня два до финиша, говорят, что довести дело до конца или встретиться никак не получится.
Возмущает меня инертность людей. Когда они пытаются прицепиться, потопить своим настроением. Поэтому я стал тщательнее относиться к окружению и регулярно проводить «санитарную уборку». Возможно из-за этого я не могу сказать, что у меня много друзей. Есть только один-два человека, кому могу всё рассказать. Но зато полёт не сбивают никакими негативными эмоциональными ракетами.

— Чем увлекаетесь в свободное время?

— Главное моё увлечение —путешествия. Я уже во многих городах работаю. В число моих увлечений входят фридайвинг и яхтинг. Очень люблю читать книги, а вернее, их слушать. Обязательно читаю бизнес-литературу. Люблю художественную, историческую. Мемуары — художественно приправленные воспоминания. Они учат много чему полезному в жизни. И на мировоззрение другого человека со стороны интересно смотреть. Стараюсь читать много, ставить определённую планку. Сейчас вышел на пять книг в месяц. Достаточно сложно.

Какие правила и традиции существуют в вашей семье?
— У нас с женой есть определённые обязательства и правила на неделю. Если выполняем, ставим себе на специальном листочке плюсы, а если нет — минусы. За минусы — приседания, финансовые наказания. За плюсы «плюшки». Это хорошо мотивирует. Система мотивации очень важна. Систематика позволяет увидеть и убрать минусы, улучшить жизнь. Например, когда я начал вставать в шесть утра, у меня появилось два часа дополнительного времени, которое я использую на чтение, самообразование. Успеваю писать больше статей, за что получаю больше денег.

Фото из личного архива В.Васкевича.




    Детали работы
    ЛигаШкольная лига
    НаправлениеТекст | Школьники
    НоминацияИнтервью
    АвторОлар Елизавета Сергеевна
    Дата публикации30.01.2020
    Место публикацииГазета "Вольный ветер" № 1(82)-Январь 2020
    Подписаться
    Уведомление о
    guest
    0 Комментарий
    Inline Feedbacks
    View all comments