Текст | Cтуденты

Пушкин, Ленин и сова

Жаркий день, прохожу по Вяземскому саду и останавливаюсь у памятника Михаилу Аникушину, рядом — его мастерская, где сейчас находится филиал Музея городской скульптуры. Направляюсь туда, чтобы узнать, как из гипса и глины, таких со стороны неприглядных, рождаются произведения искусства и почему скульптуры бывают разных цветов.

Секреты создания скульптуры

Экскурсовод Екатерина Зуева начинает рассказ в комнате, которая раньше была мастерской жены скульптора, у небольшой бронзовой статуи Пушкина. В моем сознании площадь Искусств неотделима от творения Аникушина, и я с трудом представляю, что всего 60 лет назад она выглядела иначе. Экскурсовод подчеркивает, что особый
талант Аникушина — в умении вписать современный объект в старинный ансамбль. «Не дай мне бог навредить нашему городу», — эта цитата скульптора написана на стене в мастерской, а под ней я вижу большую карту Петербурга, где отмечены места памятников, созданных Аникушиным.

Дальше мы попадаем в уютную гостиную, где скульптор принимал друзей. А вот в следующее помещение для большинства посетителей при жизни Аникушина вход был закрыт, это — малая мастерская, где он творил. Здесь по периметру установлены небольшие скульптуры — эскизы к памятнику Чехову в Камергерском переулке в Москве и петербургским памятникам: Пушкину на площади Искусств, Ленину на Московской площади, бюсту балерине Улановой в Парке Победы. У входа в комнату — стол, за которым скульптор выполнял подготовительную работу — собирал информацию о том, что ему предстояло изображать, делал наброски и чертежи.

Екатерина показывает нам маленькие фигуры, сделанные из скульптурного пластилина: «Этот материал не дает проработать детали и используется на начальном этапе, чтобы автор мог посмотреть на композицию в объеме». Фигуры — эскиз групповой скульптуры «Литейщицы». Это часть монумента «Героическим защитникам Ленинграда». Для него Аникушин также создал скульптурные группы «Блокада» и «Победители» и другие.

Замечаю в углу малой мастерской три небольших скульптуры Ленина, немного отличающихся друг от друга. «По ним можно проследить, как развивалась мысль автора в ходе работы над образом Ленина для памятника, установленного на Московской площади», — говорит Екатерина Зуева. Самый ранний проект более статичный, последняя же модель как будто находится в движении. В зале — только три эскиза памятника, но на самом деле Аникушин делал десятки черновых вариантов.

Скульптуры в зале разных цветов: некоторые голубовато-серые, другие белоснежные, третьи имеют темно-зеленый оттенок. Это связано с материалом: на начальном этапе скульпторы используют глину, но лишь некоторые из своих творений отправляют форматорам — специалистам по отливке, чтобы те создали гипсовую копию. Из бронзы заказывают, как правило, лишь финальную версию, что связано с высокой стоимостью материала.

В центре — небольшая скульптура Чехова, которая сильно отличается от памятника, установленного в Москве. Оказывается, этот вариант был изначально представлен Аникушиным на конкурс и утвержден комиссией. После этого скульптор проработал над памятником еще почти сорок лет, полностью изменив начальную концепцию: вместо того, чтобы показать Чехова уверенным молодым человеком, полным сил, он изобразил писателя в последние годы его жизни, создав трагичный образ.

Из прошлого в настоящее

Из малой мастерской мы проходим в следующий зал и попадаем в большую мастерскую. В центре стоит необычный арт-объект — огромная статуя Ленина, сделанная к 100-летию революции современными скульпторами. Выполнена она не из глины, бронзы или гипса, а из красных и черных балок и проволок. Раньше на этом же самом месте Аникушин создавал крупные произведения в задуманном размере. Потом их переводили в гипс, и отсюда они отправлялись на литейный завод.

В глубине зала замечаю скульптора, создающего бюст стоящей перед ним модели. Это часть фестиваля «Лаборатория скульптуры», во время которого зал снова стал настоящей мастерской.

Я тоже решаю попробовать себя в роли творца и присоединяюсь к мастер-классу. Преподаватель раздает всем по куску глины и объясняет задание: слепить мысли человека. Для этого мы делаем углубление в форме профиля, а внутри него изображаем все, что приходит в голову. Оглядываюсь по сторонам и вижу, что у всех участников разные идеи: одни лепят животных, другие — людей, у третьих в мыслях — уходящее лето.

Лев, сова и мыльный камень

В большой мастерской как будто раскинулся небольшой город — тут и там вижу белые фасады домов, похожие на декорации. Экскурсовод поясняет, что их создали специально для выставки «Лев, сова и мыльный камень».  Она рассказывает о существах-скульптурах на стенах Петербурга.

Начинаю знакомство с выставкой с того, что захожу в темный коридор и вижу на экранах улицы с необычного ракурса — с такой высоты город видят маскароны (украшения, изображающие людей или животных анфас — прим. ред.).

Минуя стенд, где рассказывается о материалах, из которых создаются скульптуры на фасадах, останавливаюсь у части выставки, посвященной совам. Здесь — комикс о создании совы с крыши дома городских учреждений, а рядом с ним видеомэппинг, созданный студентами Университета ИТМО. В темной комнате на стене находится силуэт совы. Мгновение — и изображение становится объемным, превращаясь в гипсовую скульптуру, через секунду уже кажется, что она сделана из дерева, а затем на груди у совы загорается огонь.

Уходя, бросаю взгляд на здание музея. Через окно видна статуя мальчика, которого Аникушин хотел поставить перед монументом «Героическим защитникам Ленинграда» на Площади Победы как символ продолжения жизни. Но идею не одобрили, и скульптура так и не покинула мастерской.




    Детали работы
    ЛигаСтуденческая лига
    НаправлениеТекст | Cтуденты
    НоминацияСтатья
    АвторСимонова Юлия Михайловна
    Дата публикации02.10.2018
    Место публикацииhttps://mbradio.ru/publication/2788/
    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о