Текст | Cтуденты

О театре на «Протеатре»

Эта зима была щедра на подарки. В феврале инклюзивному театру-студии «ORA» («Жизнь») при благотворительном фонде «Верба» посчастливилось принять участие в Третьем ежегодном фестивале особого театра «Протеатр. Международные встречи».

Когда нам сказали, что поедем на московский фестиваль, мы не поверили. Вернее, поверили, но осознание пришло не сразу. Для участия в столь важном и грандиозном мероприятии требовались определённые рамки: время спектакля и количество актёров. Соответственно, все поехать не могли, и наш режиссёр Лариса Леонидовна Абашева решила, кто из нас справится с непростой задачей — в короткий срок выучить новый материал и представить Екатеринбург в столице. Я очень переживала, что меня не возьмут. Мне казалось, что я слишком юна для сцены такого уровня. Но всё-таки надеялась и держала кулачки. Помню, на очередной репетиции нам дали импровизационное задание: вспомнить мечты, выбрать одну и показать её. Я предложила сыграть, как мы летим. Несколькими днями позже объявили имена отъезжающих, и, к моему восторгу, я услышала своё имя. Игра сработала, мечта сбылась!

С этого момента началась упорная и активная подготовка к первым гастролям. Месяц кипела колоссальная работа по переработке художественного материала спектакля. Некоторые номера добавили, некоторые убрали, произвели актёрские замены на время фестиваля. У меня появилась новая роль. К назначенному сроку всё было готово, и мы полетели.

Я испытала дежавю. Снова путешествие, снова самолёт, снова Москва, но уже фестивальная! Так часто я ещё никогда не ездила, тем более в один и тот же город. По прилёту очаровательные бортпроводники компании «Уральские авиалинии» Антон Шибков и Ольга Кривобок по громкой связи пожелали нам удачного выступления.

В аэропорту встречал автобус с подъёмником, а волонтёры фестиваля Саша и Маша сопровождали до домов, где мы жили. Весёлая и задорная Машавсе десять дней нам помогала. В первый день было размещение и отдых, а со второго начались насыщенные будни. «Протеатр» проходил в стенах Центра имени Вс. Мейерхольда (ЦИМа) — крупнейшего театрального центра! Это были удивительные дни, наполненные счастьем, энергией и драйвом. Мы придерживались чёткого расписания: репетиции, мастер-классы, просмотр спектаклей, дискуссии. Непрерывное действие. Мне казалось, что границы времени и пространства стёрты, и это одни сплошные сутки.

Каждое утро мы спешили в Центр, чтобы быстро размяться и приступить непосредственно к постановке любимого спектакля. Как мне понравилась ежедневная интенсивная работа! Постоянная работа над эмоциями, мыслями, чувствами, телом — работа над собой. Ты абстрагируешься от внешнего мира, целиком погружаешься в образ своего героя и проживаешь его жизнь. И это удивительное состояние. Прекрасно увидеть на афише ЦИМа наш анонс: «Цирк Принтинпрам имени Даниила Хармса» и дату — 13.02.

Мы приехали за неделю до открытия фестиваля, и важной частью поездки стали творческие лаборатории с французским режиссёром Оливье Кудером. Это был эксперимент организаторов: совместить работы и приёмы российского и зарубежного инклюзивных театров. Мастер приехал со своим инклюзивным театром «ДюКристаль», который действует более двадцати пяти лет. Начались лаборатории, конечно, со знакомства, и мы, актёры, показывали то, что умеем. По его эмоциям стало очевидно, что творчество Хармса близко ему по духу. Возможно, поэтому для работы Оливье взял пьесу-абсурд Луи Калаферта «Один богатый, три бедных».

К дружной актёрской команде присоединилась и наш хореограф — великолепная Анна Светлова. В качестве разминки мы делали различные сценические упражнения, что раскрепощало и сплачивало нас ещё больше. С удовольствием выполняли задачи французского режиссёра, благодаря чему за короткое время результат был достигнут: получился немного дерзкий и очень смелый эскиз спектакля. Да, языковой барьер был, Оливье общался с нами на английском. Но с помощью переводчиков и нашего бесценного руководителя Анастасии Овчинниковой, которая владеет несколькими иностранными языками, мы понимали друг друга. Меня же радовало, что я сама многое понимала, значит, школьные уроки прошли не зря.

Вечером все радовались свободному времени и занимались своими делами. Погода на этот раз благоприятствовала, и мы много гуляли, заходили в кафе, общались в неформальной обстановке. Как-то даже прошли пешком до Красной площади и увидели то, что не заметили в январские морозы. Полюбовались зданием Большого театра, вход в который венчает квадрига. На Тверской всё еще стояли ледяные фигуры, играла новогодняя музыка, резвились взрослые с детьми. Главная площадь страны тоже не сильно изменилась за месяц: огни, гирлянды, ярмарка, уличные гуляния, бой курантов. Разве что ГУМ приобрел новый весенний образ и теперь был украшен розовыми и зелёными деревьями. На обратном пути воспользовались общественным транспортом: большинство московских автобусов низкопольные с вежливыми водителями, в чём проявляется толерантное отношение к пожилым и людям с ОВЗ. Катались и на метро, что менее удобно, но более оперативно.

Так и жили: репетиция, обед, занятия, спектакли, отдых.

Кстати, о спектаклях. Ещё до начала фестиваля волею случая мы попали на постановку «За ритмом». Это третий спектакль театральной студии «Круг-2». Ранее были «За звуком» и «За светом». Спектакль основан на симфонии звуков природы. Представьте, как льётся вода, сыплется песок, стучит камень о камень или шелестит лист. А что, если всё вместе? Правильно, единая завораживающая мелодия! С первых минут я почувствовала мощную энергетику актёров. Меня поразила и вдохновила удивительная игра людей с ментальными особенностями. Полтора часа они двигались в такт, танцевали, отбивали чечётку, пели, не нарушив ни одной ноты и не сделав ни одного неверного движения. В голове не укладывалось: как можно запомнить массу столь сложных манипуляций? И когда это видишь, делаешь вывод — возможности человека поистине безграничны!

Мысль: «Если могут они, смогу и я!» больше не покидала меня. Я вдруг подумала, что во время занятий выкладываюсь не настолько сильно, как могла бы, и захотела это исправить. Захотелось проживать каждый момент репетиции, быть полностью включённой в этот увлекательнейший процесс, невзирая на обстоятельства. На сцене, как в жизни: любая незначительная ошибка может испортить всё. И я не хочу допускать ошибок.

Время стремительно набирало обороты, а мы набирались опыта. Занятия с Оливье подходили к концу. На нашей заключительной встрече мы продемонстрировалито, что успели сделать. Мы взяли у французского режиссёра интервью, из которого узнали о его предпочтениях в искусстве и об инклюзии за рубежом. Оливье давний друг «Протеатра» — фестиваля, объединяющего творческих людей из разных стран.

В этом году в фестивале участвовали коллективы из Мадрида, французского Рубе, Парижа, Москвы и Екатеринбурга. Нам выдалась уникальная возможность не только проявить себя, но и посмотреть, как это делают другие. Прежде чем я расскажу о программе фестиваля подробнее, остановлюсь на событии, которое в корне перевернуло моё сознание и заставило посмотреть на себя с другой стороны.

Организатор международных встреч и руководитель интегрированной театральной студии «Круг» Наталья Попова пригласила нас на мастер-класс по пластике и контактной импровизации. Основным компонентом их работы является социальное тело. В труппе задействованы актёры с разными заболеваниями, в том числе и психическими. Но когда видишь их движения и тягу к полноценной, полной чувств жизни, все прочие условности уходят на второй план. Двадцать человек превращаются в единый организм, формируя тем самым пространство доверия. Сначала я была благодарным зрителем и наблюдала за этим удивительным зрелищем. А потом меня ждало самое интересное.

Мою коляску выкатили в центр зала и под спокойную музыку очень медленно и аккуратно управляли моим телом. И оно, обычно напряжённое, стало подчиняться рукам педагога. Наконец я полностью расслабилась и, сама того не понимая, отдалась процессу. За пять минут меня словно куда-то унесло, и я не чувствовала ни коляски, ни скованных мышц, ни каких-то ещё ограничений. Я была готова встать на ноги или даже взлететь! Эти нереальные ощущения счастья можно сравнить, пожалуй, только с поцелуем любимого человека, после которого всегда легко и по-особому радостно на душе.

Так я затанцевала! Студия проводит недельные тренинги, и при первом же удобном случае я поеду туда и, наверняка, вернусь на своих двоих…

Дальше были активные выходные. Я съездила в гости, встретилась с друзьями, погуляла по Москве и, конечно, репетировала. Перед выступлением репетиции всегда проходят в усиленном режиме.

А в воскресенье состоялось долгожданное открытие фестиваля. Наталья Попова, арт-директор Центра имени Вс. Мейерхольда Елена Ковальская, советник по социальным вопросам посольства Франции в России Даниэль Матьё и советник по культуре посольства Испании Альваро де ла Рива сказали приветственные слова, сделав акцент на значимости инклюзивного театра.

Первым выступал французский коллектив «LoiseauMouche» со спектаклем «ТЕЛО». Это потрясающая работа режиссёра, которая с помощью своей труппы смогла передать и показать эволюцию танца, эмоции, чувства. Отличительной чертой постановки является незримая связь между миром людей и животных. В спектакле использованы научные исследования Дарвина, отображаемые на экране. Я смотрела на их игру и думала, что завтра наша очередь.

И вот он настал — наш день! Треволнения начались уже с утра. Традиционный генеральный прогон: надо было вспомнить всё и не забыть ничего. Оступаться нельзя, нужно играть, словно перед тобой полный зал зрителей. Каждая минута приближала к выходу на сцену. Все чувствовали ответственность не только за себя, но и за команду. От родных и друзей приходили с пожеланиями удачи, что вселяло уверенность. В подготовительную часть входит нанесение грима. В роли гримёров — мамы. Последний штрих. Готово. Проходим за кулисы так, чтобы никто не заметил. О, эти мгновения по ту сторону занавеса! Ты пытаешься успокоиться и собраться, но мурашки по всему телу берут своё (берут и сейчас, когда пишу). Нас объявляют. Пора выходить.

На сцене — другое. Переживать некогда, надо играть свои роли. Когда дали свет, я увидела, как много людей пришли на наш спектакль. Градус ответственности увеличился в несколько раз. И в тот решающий момент мы сосредоточились, услышали внутренний голос друг друга и сконцентрировались на игре. Позади нас висел проектор, текст на котором читал Андрей Рожков в роли самого Даниила Хармса. Поддержка Андрея на совместных репетициях и выступлениях очень важна для нас. С его помощью всё получилось. Один час прошёл на едином душевном порыве. Огромное пространство, профессиональное освещение, качественный звук и поддержка зрителей — всё было в нашу пользу.

Зал аплодировал стоя, и по телу бежали мурашки, но уже не от страха, а от счастья! За спиной выросли крылья! За эту минуту славы можно отдать всё! Слёзы радости подступали к горлу. Радость от того, что мы в очередной раз победили свои страхи.

После спектакля была большая пресс-конференция, где театральные критики, актёры, режиссёры, журналисты и просто неравнодушные зрители делились своими впечатлениями, задавали нам вопросы о спектакле и жизни. Мы получили множество положительных отзывов. Среди гостей-зрителей присутствовал известный актёр Кирилл Папакуль, который признался: «Спектакль стал для меня стрессом с первых минут. Впервые в театре я плакал с самого начала спектакля, с первой же сцены, плакал от счастья!» Высокую оценку дал декан театрального факультета Российской Государственной специализированной академии искусств (бывш. ГСИИ) и предложил поступить к ним учиться. А композитор Сергей Мудров сказал, что таких спектаклей должно быть больше. Стендапер из «Comedy Club» Сергеич (Сергей Кутергин) также остался доволен увиденным. Вспышки фотокамер не угасали, а люди не замолкали. Когда спросили меня, я немного волновалась, но всё же рассказала, как пришла в театр.

На этом вечер не закончился, а лишь сменил место действия. Мы пошли в кафе отмечать успешный дебют. Переживания и тревога ушли, можно отдохнуть в тёплой дружеской компании. Обсуждали, смеялись, веселились— пребывали в эйфории! Как дорого услышать похвалу режиссёра. Я чрезмерно благодарна Ларисе Леонидовне за то, что включила меня в состав гастролёров; благодарна за все её советы. За время поездки мы много о чём говорили, и я многое осознала. Теперь в моей голове куча мыслей, задумок, планов, проектов, которые я намерена осуществить в ближайшем будущем.

Незаметно наступил последний день, но и он был наполнен светлыми событиями. С утра дел не было: мы с мамой, как и хотели, поехали в храм святой Матроны. На улице было пасмурно и ветрено, но после приложения к мощам и молитвы у чудотворной иконы в небе и в душе выглянуло солнце. Я поблагодарила Матронушку за то, что всё получилось, и попросила здоровья своим близким…

Затем я вернулась в ЦИМ на заключительные постановки. Пока ждала друзей, успела дать интервью журналисту газеты «Русский инвалид» Екатерине Зотовой. Меня спросили о семье, об увлечениях, о деятельности вне театра. Безусловно, я рассказала и о «Парашютистах», и о нашем «Свободном полёте». Так что мы тоже прославились.

Фестиваль «Протеатр. Международные встречи» завершился двумя невероятными спектаклями. Оба связанные с пластикой. Первый — «История об очень симпатичных, или Пространство доверия» — работа уже хорошо нам знакомой интегрированной театральной студии «Круг». Зачастую человек замыкается в своём внутреннем мире и далеко не всегда открывается людям. Актёры блестяще сыграли и доказали зрителю, что иногда нужно раскрепоститься и выйти из зоны комфорта ради собственного счастья. Второй — «Срок годности» — психобалет из Мадрида. В основе этого спектакля лежит острая проблема быстрого изнашивания вещей. Человек становится потребителем и, как следствие, захламляет свою жизнь чем-то ненужным.

Вот так ярко, красиво и незабываемо прошли десять дней февраля. Конечно, любая поездка вдохновляет и придаёт сил, но эта дала мне и всем нам нечто большее — уверенность в себе, свободу мышления, стремление достигать новых побед. Благодарю организаторов фестиваля за множество приятных мгновений! Благодарю друзей за неиссякаемый заряд бодрости и позитива! Благодарю ЖИЗНЬ за сюрпризы, что она мне преподносит!

Ссылка на публикацию




Детали работы
ЛигаСтуденческая лига
НаправлениеТекст | Cтуденты
НоминацияСтатья
АвторВера Андреевна Семченкова
Дата публикации09.05.2017
Место публикацииЖурнал «Свободный полёт»

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz