Текст | Школьники

«А так и вспомнить некого»

Группа «НОМ» похожа на «4 позиции Бруно», а рока в России нет: Артемий Троицкий о музыке в неритмичной стране

Артемий Троицкий, музыкальный журналист и критик, гитарист в прошлом и знаток поп-культуры в настоящем, привез на лекторий «Прямая речь»свою «Гуманитарную дискотеку», нечто среднее между лекцией и меломанским диджей-сетом. IMC узнал у Артемия Кивовича, чем примечательна дискотека для гуманитариев, кого из свердловских рокеров будут вспоминать еще долго и как 1990-е годы повлияли на музыку середины 2010-х.

 

Почему дискотека именно гуманитарная?

А.Т.: Словосочетание «гуманитарная дискотека» я придумал довольно давно. Время от времени ко мне обращались люди, которые говорили : «Артемий Кивович, можно сделать мероприятие, на котором вы будете рассказывать о музыке?» Если просто о музыке говорить, описывать ее, снабжая выступление музыкальными фрагментами, — будет скучно. Мне такая манера не близка, я читаю, что в подобном рассказе о музыке дорогу надо дать музыке, задвинув комментарии на второй план. Формат «Дискотеки» похож на музыкальную радиопередачу. Сегодняшняя вечеринка будет меломанской, без культурологи с одной стороны и политики с другой. Это демонстрация музыкальных фрагментов и недлинные, но подробные комментарии с моей стороны.

Какие альбомы и исполнители, выпустившие новые песни в прошедшем году, вас больше всего удивили?

А.Т.: В списке из 21-го лучшего музыкального альбома присутствуют только одни наши соотечественники – группа «НОМ» из Санкт-Петербурга, что расшифровывается как «Неформальное объединение молодежи». Так вот, там упомянут их альбом «Оттепель». Больше ничего особо выдающегося отечественного производства в прошлом году я не слышал. Хотя мое мнение может измениться – многие работы я не слушал в принципе. К примеру, знаю, что вышел диск у «Курары», но его еще не успел оценить.

Почему именно «Оттепель»?

А.Т.:  Для того, чтобы понять, почему именно «Оттепель», надо знать историю группы «Неформальное объединение молодежи». Группа очень старая и существует с конца 1980-х годов. Коллектив этот своеобразен – его участники одновременно  и музыканты, и художники, что роднит их с группой «4 позиции Бруно». Вдобавок к этому они еще и полнометражные фильмы снимают, последний из которых – «Звездный ворс» — вышел лет 5 назад. Там играли Немцов и Шнуров. Это не группа, это арт-фабрика, где музыка является лишь одной из производственных линий.

Сам альбом понравился с точки зрения своей неожиданности. Он посвящен оттепели, недолгому хрущевскому периоду в 50-60-х годах. Сейчас этот период как раз популярен – о нем пишут, снимают сериалы и независимые фильмы. Там есть и отсылки к современности, конечно. Если не слышали – советую.

Недавно в интервью одному из местных порталов Вы рассуждали на близкие к року темы. Есть ли рок в России сегодня?

А.Т.: Естественно, рок существует. Есть тысячи групп и музыкантов, СМИ о роке, радиостанции, постоянно ставящие рок в эфир. Как факт, российский рок есть. Другое дело, что все привыкли к тому, что рок в России – это движение, явление, не просто музыка. Вот рока в виде движения в России нет.

В 1980-х годах вы организовывали концерты различных музыкальных коллективов. Если бы вам предложили привезти в Россию любую группу из ныне существующих, то кого бы вы выбрали первым номером?

А.Т.: Я знаю, что наша меломанская община страдает от того, что Radiohead не приезжали в Россию ни разу. Я не большой поклонник этого коллектива, но из альтруистических побуждений привез бы именно их. Мои собственные музыкальные пристрастия озвучивать не буду – группы, чья музыка мне нравится, не сильно известны в России.

Вы играли на гитаре в «Звуках Му». Не хотите вновь взять инструмент в руки и присоединиться к группе?

А.Т.: Нет, в качестве гитариста я свою деятельность продолжить точно не хочу. Моя игра на гитаре в группе «Звуки Му» была хороша для того времени и контекста: я играл очень буйным образом, сейчас нужны более спокойные гитаристы. Но я участвую в проекте «Отзуки Му», однажды с ними ездили на концерт в Калугу, один раз – в Ярославль. Участники проекта – практически полный состав «Звуков». Выступаю я там как вокалист, пою в четырех номерах, исполняю старые песни «Звуков Му».

Есть ли песни или альбомы, которые должен знать каждый человек?

А.Т.: Я считаю, что обязательных списков быть не может. Музыка – поле широченное. Я уважительно отношусь к музыкальным вкусам всех людей, будь то попса или шансон. Мне такая музыка совершенно не интересна, но говорить, что кто-то должен слушать рок, рэп или классику, было бы кощунственно. В любом жанре музыки есть примеры как хорошего, так и дурного качества. В академической музыке тоже хватает своих бездарностей. В любом случае, рекомендательные листы подписывать я не собираюсь.

Кого бы отметили из современных уральских музыкантов?

А.Т.: С современной екатеринбургской музыкой я не слишком знаком. Знаю «4 позиции Бруно», мне нравятся «Курара» и «Сансара». А так и вспомнить некого.

Дух свердловского рока как-то сохранился?

А.Т.: Прежде всего в связи с этим «духом» нужно упомянуть «Наутилус Помпилиус», самую заметную и влиятельную группу которую дал Свердловск России. Группу, проникнутую роком того времени. Боюсь, ни «Агату Кристи», ни «Чайф» я к таким коллективам отнести не смогу. «Наутилус» и поставила Свердловск на музыкальную карту России.

Ваши коллеги уже спрашивали, есть ли лицо у уральского рока; я ответил, что его я не вижу. Как и у московского рока – он очень эклектичен, разнообразен, одни играют одно, другие другое.

Скорее можно говорить  о личине ленинградского рока, хотя личина у него проступала в 80-е годы, а с тех пор успела счастливо раствориться.

Если перейти от духа местной музыки к духу самого города – чувствуете ли вы его в Екатеринбурге?

А.Т.: Я думаю, что для того, чтобы почувствовать дух города, в нем надо хоть немного пожить. Первый раз в Свердловске я провел три дня — в мае 78-го года мы приехали сюда с «Машиной времени».  Это было мое самое длительное посещение Екатеринбурга. Все остальные визиты продолжались максимум два дня. Я ездил по городу на машине, гулял по центральным улицам, но сказать, что я знаю город и чувствую его дух,  не могу. Дайте мне время – я приеду дней на пять и основательно с Екатеринбургом познакомлюсь. А в том, что дух у города есть, я не сомневался никогда и этого не отрицаю ни секунды. 




Детали работы
ЛигаШкольная лига
НаправлениеТекст | Школьники
НоминацияИнтервью
АвторНамятова Александра Максимовна
Дата публикации31.01.2017
Место публикацииhttp://itsmycity.ru/blog/post/id/6976

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz