Победители прошлых лет

Русский как иностранный

Звонок на перемену. Дети высыпали из душных классов. Тишина. Прохожу мимо ребят. Они активно жестикулируют, иногда можно услышать что-то похожее на мычание. Вижу Марину Севостьянову – с ней-то я и договорилась встретиться. Она учитель глухих детей младших классов.

Ситуация, сложившаяся в конце 90-х, вынуждала отправлять слабослышащих или глухих детей в школы-интернаты, которые находились в других городах нашей страны. Получалось, что родители видели своих детей только на каникулах, тогда они решили взять быка за рога. Благодаря их усилиям, в январе 1998 года в городе Петрозаводске открылся класс глухих детей. В 1999 появились еще несколько таких классов, где изначально было два сурдопедагога, которые позже обучили и других преподавателей, в том числе и Марину.

Требовался учитель начальных классов в 25 школе для слабослышащих или глухих детей, мне предложили пора­ботать. Я раньше вообще не сталкивалась с глухими, и у меня сложилось мнение, что они наденут аппарат и станут меня прекрасно слышать. В общем, я сказала, что смогу. Пришла и не смогла. Оказывается, что они не слышат с аппаратами, а если и слышат, то не так, как мы. Для глухого человека родной язык – жестовый, а русский для них как иностранный. Хотя сначала мы все считали, что они должны знать только русский.

IMG_5629

Однажды я ехала в троллейбусе, и рядом сидела девочка около 4-х лет. Она поворачивается к маме и спрашивает: « Мы сейчас поедем к бабушке?» А я смотрю, и мне так интересно стало: она сказала «поедЕМ» во множе­ственном числе, «к бабушкЕ», указывая падеж. Каким образом четырехлетний ребенок смог правильно построить предложение, не зная правил русского языка? Я поняла, что причина в «ушах», она это посто­янно слышала, как и все мы. Глухой ребенок так никогда не скажет, он не знает, как правиль­но говорить – у него нет «ушей».

В классе у Марины четыре человека. Одна из них – Наташа. Она живёт в Кондопоге, а во время учёбы приезжает в Петрозаводск и живет у брата вместе с его женой.

— Наташа, расскажи о себе.

Девочка не поняла моей просьбы, понадобилась помощь учителя. Они начинают общаться на жестовом языке. Наташа долго рассказывает, честно пытаясь сопровождать свою историю голосом, но слишком увлеклась, и мы продолжаем сидеть в тишине. Сидели так несколько минут, но потом я все же получила ответ:

— В моей семье пять человек: мама, папа, два брата и я. Когда я дома, то люблю разговаривать с родителями, играть с папой в шахматы. Несколько лет назад мы начали строить баню на даче, сейчас она уже готова, нам очень нравится наша баня!(улыбается)

IMG_5580

Когда я учусь, то встаю в 8 утра. Я не умею заплетать косы, поэтому это делает моя тётя. Пью чай с булкой и паштетом, мне очень нравится булка с паштетом, чищу зубы, собираю учебные вещи, говорю тёте «до свидания» и иду в школу. Среди уроков мне нравится физкультура из-за учительницы Людмилы Николаевны: она добрая; русский язык, потому что надо понимать предложения, понимать слова; слуховая работа, где мы учимся разговаривать; чтение, пото­му что люблю читать рассказы, стихотворения учить. А ещё я хожу в художественную школу. Бывает, что иногда я не понимаю, о чём говорит преподаватель, но мне могут помочь. Однажды девочке понравился мой рисунок, и она так же нарисовала. Но друзей у меня там нет.

IMG_5585

Во время урока учительница словно танцует у доски. Жестовый язык всегда сопровождается активной мимикой и позами. Я, сидя за обычной школьной партой, могла только мечтать о танцующих учителях. Наташа же старательно отвечала на все вопросы, рука вечно в воздухе. Я подумала, что она отличница. Так и оказалось – дневник усыпан пятёрками. Марина рассказала мне, как проходит учебный процесс.

IMG_5654

— Бывают ситуации, когда ребенок до 7-9 лет живет в деревне и нигде не учится. Приходит к нам в нулевой класс: у него нет русского языка, и жестового он не знает, потому что вокруг них все слышащие. И получается ноль. Мы начинаем обучать их и жестовому, потому что они должны общаться, и русскому, ведь они должны читать, писать, говорить на русском языке. Например, мы показываем яблоко, он знает, что это такое, но он не знает, что это именно яблоко. Он знает, что оно может быть кислым или сладким, но он понятия не имеет, что существуют такие слова.

IMG_5710

У нас на уроках самая важная табличка называется «скажи по-другому». Не «здравствуйте», а «доброе утро». Когда тексты читаем, например, задачу по математике, читаем по-русски, но чтобы понять смысл, они должны перевести его на же­стовый язык. Это словарная работа: даже мы не так часто используем слово «потребуется», заме­няем его словом «надо». Или другой пример, объясняем сло­во царь, потом президент, по сути одно и то же – глава государства. Когда к ним пришел учи­тель истории, появилось новое слово «фараон», так называли царей в Египте. Получается огромная словарная работа.

IMG_5582

Могу и очень хочу дать хороший совет родителям: если в семье родился глухой ребенок, это не страшно, если вы научите его жестовому языку, потому что с ним надо общаться, нужно учить его думать. Родители, отдавая детей к нам, думают, что произойдет чудо, но если они не будут нам помогать, не будут с ними общаться, то ничего и не получится.

Но моё обучение не ограничивается детьми, иногда приходится учить и взрослых людей. С 1 января 2016 года жестовый язык стал официальным языком в России. Это значит, что врачи и полицейские должны знать основные жесты. И я ходила обучать гаишников(смеется). Они говорят: «Зачем нам знать жестовый язык? Мы на бумажке напишем». Я попросила их вспомнить случаи, когда они пересекались с глухими. Один из стражей правопорядка вспомнил инцидент: написал, что просит показать страховку, а глухой ничего не понял. Я начала объяснять, что у глухих обозначение слова «страховка» такое же, как слово «страх». Вы покажете ему слово «страховка», из этого он выберет только слово «страх». И какой страх вы от него хотите? У нас все люди думают, что я написал глухому, и он все поймет, но это не так. Кто-то из глухих мог в школе средненько учиться, поэтому с русским у него не очень, это же иностранный язык. А теперь представьте: открывает человек окошечко, показывает сразу, что он не слышит, а вы ему «здравствуйте» на жестовом языке говорите и документики просите. В таком случае ему уже не отвертеться.

IMG_5630

Перед уходом я спросила Наташу:

— Ты сказала, что хочешь учиться рисовать дальше. Представь, приходишь в университет, а там все слышащие. Тебе будет комфортно среди них?

— Я буду сейчас тренироваться, чтобы голосом говорить. И слышащие не будут знать, что когда-то я этого не умела.

Марина одобрительно кивает и говорит мне шёпотом: «Очень хорошая, сильная девочка. Я думаю, у неё все получится. И когда-нибудь, уже никто не будет замечать то, что она «не такая, как все»».

IMG_5597

Автор и фото Татьяна Каллиева

 

Ссылка на публикацию

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz