Победители прошлых лет

Баллада о собирателе железных коней

Первым в доме моего героя меня встречает большой белый пес по кличке Пират. Здороваюсь с его хозяином, и они ведут меня в свой «мини-музей». Анатолий Александрович Скоробогатых – известный екатеринбургский коллекционер раритетных машин и мотоциклов, а также всего того, что имеет к ним отношение. В его «музее», расположенном во дворе дома, царит атмосфера ушедших лет: на цепях к потолку подвешены мотоциклы, каких уже не встретишь на улицах города, повсюду фотографии старинных машин, и даже телевизор есть, которому больше 60 лет. «Любое, даже маленькое, дело начинается с большого “перекура”», – говорит мой герой и приглашает меня посидеть за чашечкой чая.

Первая любовь

Анатолий Александрович собирает машины и мотоциклы уже 40 лет. В его коллекции – 27 автомобилей, девяти из которых больше полувека, и 42 мотоцикла. Самым первым «железным другом» его стал «ГАЗ-А Форд». Автомобиль был куплен в плачевном состоянии. Мастер его весь собственноручно разобрал и, всё отладив, по винтику собрал. Нынче раритету на колёсах уже 87 лет, и у Скоробогатых он самый любимый. «У меня полжизни с ним связано. Пол-Европы на нем проехал. Как член семьи уже». Любимец хозяина участвовал в первом параде старинной техники, который в 1972 году в ЦПКиО организовала газета «Вечерний Свердловск». Аллу Пугачеву, Александра Розенбаума и «Блестящих» мой герой на нём возил. Памятны и связанные с машиной курьёзы. «Я как-то раз на ней ехал мимо редакции «Вечернего Свердловска». Моросил летний дождь. И у меня на заднем сидении две девушки сидели с раскрытыми зонтиками. В это время с работы выходил корреспондент издания. Он нас сфотографировал, и интересный кадр попал в «Вечерку». Домой прихожу, а у меня на столе газета лежит с этим снимком. Я с журналистом потом встретился и говорю: «Ты что же делаешь? Ты чуть не разрушил молодую советскую семью!».

Люди бьются… за авто

Каждый раз при покупке машины ему приходится с кем-то конкурировать, ведь такой раритет продаётся только через аукцион. В России аукционов нет, а значит, вся «борьба» за рубежом, то есть, всё непросто. Недавно в семье Скоробогатых случилось «прибавление»: Константин Анатольевич, сын моего героя, за час до конца аукциона в США подал заявку и выиграл конкурс на приобретение ещё одной «технической единицы». Скоро машина, купленная в Америке, прибудет в Россию и пополнит теперь уже семейную коллекцию.

Это для людей

Анатолий Александрович довольно часто показывает свою коллекцию на различных выставках и мероприятиях. Полагает, что по большому счёту, всё, что он собирает, нужно ему не ради конкуренции, а только для людей. На последнюю выставку Ural Motor Show их пришло 16000 человек. Все они разные: кто-то уже имел отношение к машинам, кто-то далек от автомобильной темы, но, глядя на экспонаты, открывает для себя что-то новое. В ком-то оживают воспоминания прошлых лет. Естественно, людям приятно вспомнить свою молодость. Выехал как-то мой герой со двора на «инвалидке» (мотоколяска, похожая на маленький автомобиль. Раз в пять лет выдавалась инвалиду государством. Прим.авт.), и пожилые люди, встречая его на улицах, удивлённо и радостно улыбались. Когда-то они ещё встречали такие машинки в городе. Прошло 40 лет, и вот одна такая вновь появилась на дороге, как привет из их молодости.

Коллаж из  автоисторий

Почти у каждой машины, по словам коллекционера, своя интересная страница в биографии. Вот, например, «Оldsmobilе». Он чудом остался жив. Фабрика, на которой был собран, уже готовилась к масштабному выпуску таких автомобилей, но случился пожар, и завод сгорел. Рабочие сумели спасти только два экземпляра.

Принято считать, что первую сборочную линию изобрел Ford. На самом деле, конструктор «Oldsmodile» Olds ещё за десять лет до «Ford» начал собирать автомобили на своём конвейере.

Когда на дороге появляется раритетный автомобиль, то и дело случаются казусы. Однажды, Анатолий Александрович ехал с очередного праздника на «BRUCH» 1911 года (в то время на машинах ещё не было указателей поворота), вытянул левую руку, чтоб показать, куда ему нужно ехать. Навстречу шла «Газель» со смуглолицым водителем. Остановился он и спрашивает: «Что, братка, чем помочь?». Думал, что водителю древней техники просто помощь нужна.

Что почём?

Ценность старинного автомобиля определяется несколькими критериями. Первый: количество выпущенных экземпляров. Промышленное производство начинается с 5000 штук. Например, моделей «Ford -T» было выпущено 19 миллионов. Второе: год выпуска. Анатолий Александрович занимается автомобилями, которым около 100 лет. Они считаются самыми ценными, так как их просто осталось мало. Третий критерий: завод-изготовитель. Есть малоизвестные фирмы, имя которых обывателю ни о чем не говорит. Но все-таки количество является главным признаком ценности. Небольшой пример: У компании «Ford» была дочерняя компания «Edsel». По проекту эта компания должна была выпускать по 250 тысяч машин в год, но за пять лет выпустила лишь 107 тысяч. Народ не принял этот автомобиль, поэтому он не стал продаваться. Зато на сегодняшний день у коллекционеров это один из самых серьезных экземпляров. И хочешь купить, а их нет. Он рухлядь, но стоит дороже, чем любой приличный автомобиль. Немаловажное обстоятельство: бывший владелец автомобиля. Один из самых дорогих автомобилей в США – Кадиллак Элвиса Пресли.

У моего героя самым ценным является «Bruch» 1911 года. Как говорит хозяин, он и куплен был за немалые деньги, да и по сей день является самым ценным в коллекции. Есть еще «Oldsmobilе». По возрасту он даже старше «Bruch», но ценность его упала по одной простой причине: двигатель неродной.

Не всё умеет молодёжь

В управлении «музейные» автомобили довольно сильно отличаются от современных. «Я, когда выставки организовываю и везу туда машины, нанимаю ребят: не могу же я один десятью автомобилями управлять. А парни сейчас привыкли на коробке «автомат» ездить. Вот он едет, а я слышу, с каким треском водитель передачи переключает, и у меня просто сердце кровью обливается. Не умеют молодые ездить по- старинному! Это не то, что сейчас, когда едешь и губы можно красить. По тем временам такое было исключено. И зеркал-то не было. И руль можно было повернуть только усилием мышц (предпочтительно мужских)», – рассказывает Анатолий Александрович.

На любимую тему мой герой может разговаривать часами, но ему уже пора ехать в его «Ретро-музей», а мне – благодарить за чай и прощаться. Анатолий Александрович с Пиратом провожают меня до дверей. Пёс на прощание дружелюбно машет хвостом. А я улыбаюсь: «Пока, дружище! Береги хозяйских железных коней на радость людям!».

Анна Семилетова Баллада о собирателе железных коней Вольный ветер№ 4(48) Апр 2016

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz